По Онежскому озеру на катамаране

Началось все, как обычно, с Идеи, которая посетила голову Паши Слесарева, большого любителя всех видов туризма. Как-то, в один из наших велопоходов, Паша озвучил свою мысль пройтись по Онеге на катамаране. Из всего нашего тогдашнего велосборища это предложение пришлось по душе Андрею Нагорных и мне. Надо заметить, что до этого ни Андрей, ни тем более я не имели представления, что такое “живой” катамаран и с какой стороны к нему следует подходить. Я честно предупредил об этом Пашу, но его это обстоятельство нисколько не смутило (его вообще мало что смущает), что меня очень порадовало. Таким образом сколотилась небольшая команда из четырех человек: Паша Слесарев, Ира, Андрей Нагорных и я. Недолго думая, решено было отправиться поездом из Москвы 31 июля.

приготовлениях к походу я не принимал абсолютно никакого участия, все сборы продинамил в командировке. Поэтому для меня было настоящим потрясением размер нашего багажа, который я впервые увидел только на вокзале. Размер этой достаточно скромной в сравнении со зданием Ленинградского вокзала кучи все же наталкивал на тревожную мысль, что ввиду того, что вагоны не резиновые, впихнуть все это добро в обычный плацкарт нереально. Когда же за несколько ходок мы перетащили нашу кучу к вагону, то онемевшая проводница с лицом, удлинившимся из-за опустившейся и вовремя не поднятой челюсти, сигнализировало о ее тщетных попытках понять, куда мы собираемся все это деть. Умело воспользовавшись ее онемением мы очень деловито, всего за десять минут, распихали наше барахло в купе (как оказалось, у Паши все было рассчитано до миллиметра, в том числе и соседнего купе). А чтобы попутчики из соседнего купе не имели к нам никаких претензий, мы сразу же заставили наш столик всякими бутылками, содержимое которых предельно ясно говорило, что мы претензий не принимаем, по крайней мере до конца путешествия. Взгляните на лукавую улыбку Андрея, это он еще не успокоился от удачно проделанной операции с погрузкой.

Перед отходом поезда, по нашей традиции, мы открыли шампанское и выпили его с пришедшими провожать нас друзьями, тем самым начав наше путешествие и дав старт активной релаксации. Описывать наше пребывание в поезде как-то не хочется, оно достаточно банально своей типичностью. Разве что можно упомянуть геройский поступок Паши, который по просьбе проводницы с помощью лома (и видимо, какой-то матери) решил до того никем нерешенную проблему утилизации естественных человеческих отходов в отдельно взятом вагоне поезда Москва-Мурманск, тем самым покончив с неприятным явлением - очередью в туалет. По его словам там был ну очень большой слой и лом очень мягко в него входил. А пассажиры так и не узнали имя скромного героя...(вот так всегда), а может оно было и к лучшему...
Что было потом ? А то, что и должно было быть. Мы высадились на какой-то всеми забытой станции, наняли грузовичок, погрузились и поехали. Надо сказать, что водители там ездят достаточно медленно, скоростной режим не нарушают, едут не быстрее 30 км/ч. Но и этого оказалось достаточным, чтобы после часа езды у Паши, сидевшему в кабине водителя, появилась хорошо прощупываемая шишка на черепной коробке, а мы с Андреем хоть были и без шишек, но нуждались во втряхивании души обратно в тело. А потом, уже на следующий день, когда мы не спеша собирали катамаран, к нам подошли соседи, расположившиеся в ста метрах от нас и как бы между прочим нас предупредили, что завтра сюда собирается приехать отдохнуть местная молодежь. “Они”, сказали соседи, “мирные, только очень уж много стреляют из ружей когда напьются”, а напиваются они, как выяснилось, всегда и до потери не то что памяти, а и сознания тоже, “и задираются, но вы”, говорят, “особо не реагируйте на них”. Что было потом ? Потом нам потребовалось всего пару часов чтобы собрать все вещи и избавить местную молодежь от счастья общения с нами.
А далее были многочисленные галсы, помогшие нам преодолеть довольно сильный встречный ветер. Так началось наше путешествие по озеру. Описывать подробно каждый наш день просто не интересно, тем более что и событий особенных не было. Это было просто-напросто трехнедельное очень спокойное путешествие на катамаране по Онежскому озеру от Уницы до Медвежьегорска с осмотром Кижей. Мы практически ничем не занимались (если не считать мелкий ремонт катамарана), за все время прошли пешком вряд ли более двух километров.

Озеро достаточно большое и я сразу его стал называть морем и каково же было мое удивление, когда я узнал, что и местные называют его “Море-Онега”. В тридцатые годы вокруг Онеги кипела цивилизация , потом война , запустение - люди почти покинули край, природа воспользовавшись ихним отсутствием стала дикой. Места там удивительно красивые, воздух абсолютно чистый, все деревья буквально заросли лишайником, а он, как известно, не терпит грязный воздух. К слову сказать, после этой поездки я специально изучил лес в районе своей дачи (70 км от Москвы в южном направлении) и лишайника нашел очень мало...
Вообще-то это путешествие можно назвать путешествием встреч. Лично для меня это были встречи с удивительно чистым воздухом, удивительной водой, которую можно зачерпнуть кружкой и выпить, нисколько не опасаясь за последствия, с удивительно красивыми берегами, большей частью нетронутыми человеческим присутствием, или успевшими оправится от былого присутствия, полузаброшенными деревнями и встречи с людьми, которых в том краю не так уж много, что привносит в общение нечто особенное, какое-то неравнодушие, полностью отсутствующее в крупных городах.

Встреча с Владимиром Евгеньевичем.
Пожалуй, это была самая запомнившаяся встреча на Онеге. Это была встреча с пожилым уже человеком, выезжающим каждое лето на озеро и живущим преимущественно всегда на одном и том же месте на острове Сосновец. Зовут его Владимир Евгеньевич, в прошлом геолог и когда-то активный турист, водивший многочисленные группы, и выбравший Онегу для себя любимым местом из многих посещенных , сейчас уже в преклонном возрасте, ходит в одиночку (ибо практически не осталось никого из тех, кто с ним ходил когда-то). У него парусный катамаран сделанный практически из дерева (кроме баллонов), человек он очень душевный и отзывчивый: в этом походе он нам сильно помог с ремонтом системы охлаждения нашего подвесного мотора (как всегда неожиданно сломавшегося). Конечно, в шестьдесят с лишним лет нелегко в одиночку вести походный быт, но человек слишком любит Онегу , чтобы от нее отказаться...

Так что если будете летом на острове Сосновец ( что напротив Уницкой губы) - передавайте ему от нас привет.

Остров Хед.
Остановились мы как-то вблизи “Вороньего острова”, никого не трогаем, кроме комаров. Позагорали на солнышке, искупались. Вдруг в “нашу” бухточку заходит на байдарке некий тип. Причалил на противоположной от нас стороне заливчика, достал термос, сидит и пьет. К тому времени мы уже стали чувствовать голод общения, поэтому Паша решил подойти, познакомиться, пригласить к костру. Подойти получилось, пригласить нет. Тип подошел к нашему катамарану, объяснил Паше, что плавает он на каком-то г...е, не то, что его байдарка, на которой он может ходить (и вроде даже спать) в 5-ти бальный шторм, потом почему-то сообщил Паше, что определение рельефа дна по форме волны является сложной математической задачей и когда Паша совсем уж не знал что сказать и как себя вести заявил, что вот-вот придет циклон и если мы здесь будем сидеть, то уже завтра об этом пожалеем. После чего запихнул термос в свою байдарку и отчалил в наступающую темноту со словами “попробую успеть до шторма к Леликовскому острову, там у меня землянка, в ней шторм и пережду” . Мы посмотрели на небо, поскребли затылки и решили, что раз определение рельефа дна по форме волны является сложной математической задачей, то наверное, нам стоит смотаться и чем быстрее, тем лучше.
На следующее утро, рано-рано, мы вылезли из палатки, посмотрели на небо, собрали вещички и отчалили, даже не позавтракав. Пройдя уже километров пять мы вспомнили, что забыли сачок для рыбы. Поглядывая на небо в поисках признаков циклона и поминая типа на байдарке мы все же решили не возвращаться (так что, если кто-нибудь из читателей найдет в том районе сачок для рыбы, знайте, что это наш сачок и мы были бы очень признательны Вам, если вы нам его вернете). Надо отметить, что желая по достойному встретить циклон, мы достаточно хорошо упаковались. Видимо, из-за нашего частого смотрения на небо циклон передумал и пошел в другую сторону. А мы сидели, парились и конечно же от души постарались устроить знатную икоту тому самому типу, озабоченному необыкновенно актуальной задачей определения рельефа дна по форме волны.
В тот день мы прошли километров 40 и в конце концов причалили к острову Хед.
Хед, это один из красивейших островов на Онеге, нем стоит маяк, неработающий, кстати, как и все маяки на Онеге.

Еще там построены избы для рыбаков (они приезжают туда поздней осень и зимой на ловлю рыбы) а в другое время обычный турист из большого города может не брезгуя достаточно комфортно жить. Что, собственно, мы и делали последующие несколько дней в ожидании обещанного циклона. Еще там есть множество достаточно хорошо сохранившихся окопов и проволочных заграждений, которые, вроде бы, являются бывшей линией обороны времен войны. А еще там есть рыба, которая ловится на червяка, которого на Онеге не накопать (почва то песчаная). В первый же день мы соорудили из эспандерной резинки донку, повесили десяток крючков и до полуночи занимались тем, что забрасывали и почти сразу же доставали донку, снимая с крючков достаточно приличных хариусов.

В 12 ночи клев прекратился, чему мы были очень рады. Т.к. взять с собой в поход холодильник мы не догадались, пришлось рыбу сразу же разделать и зажарить, и конечно же съесть, правда, не всю. Свежая жаренная рыба очень вкусная и мы рекомендуем ее всем. На следующий день, впрочем как и на следующий после следующего и т.д. клева не было, видимо рыба отдыхала или же ей не нравились наши, к тому времени уже полудохлые (или полуживые), червяки. Идея накопать свежих червяков постепенно стала навязчивой и привела к логическому концу или, точнее, началу поисков червяков в ..., в тех местах, куда люди бегают с бумажкой (таких мест на острове было два, оба с крышей).

Должен признаться, что я не настолько фанат свежей рыбы, чтобы начать ее ловлю с поисков червяков в местах с характерным ароматом. Другие же члены нашего коллектива все же исследовали указанные места с помощью длинной заостренной палки и ничего не нашли, кроме того, что там и должно быть по определению. Вот, собственно и все, чем мы занимались на острове, т.е. ничем.
Спустя четыре дня нам стало чего-то не хватать. Небольшое напряжение ума подсказало, что нам не хватает смены места стоянки. На следующее утро мы отправились дальше, вверх по карте поближе к Медвежьегорску.

Подарок рыбаков.
Плыть от острова Хед вверх по карте оказалось достаточно утомительным занятием, тем более, что ветер был встречный. Тем не менее вблизи острова Мегострова мы нашли небольшой заливчик на мысе Клим мыс, который нас приютил на две ночи. На второй день нашей стоянки захотелось чего-то такого, что у нас уже кончилось к тому времени (а именно водки). Это что-то вызвалась купить в ближайшем магазине Ира, а Андрей вызвался ассистировать ей в этом важном деле. Быстро собравшись они ушли. А мы остались их ждать. Вернулись они не скоро без водки но с тремя литрами бензина для двигателя (который в последствии очень нам пригодился) и рыбой , которую за символическую плату купили у местных рыбаков (два здоровых леща и сиг)

В шторм по Онеге.
Это место стоянки было какое-то не очень приветливое. В первый вечер после безуспешных попыток защититься от сильного ветра пришлось перенести палатку. На следующий день, когда Ира с Андреем ходили в поисках магазина, сидя на берегу, я постоянно ощущал чье-то присутствие. Причем это ощущение было настолько сильным, что я даже порой сидел спиной к воде, т.е. лицом к берегу, ожидая появление чего-то. “Чего-то” появилось в образе достаточно безобидной собаки и появилась она, как и положено, внезапно. Собака оказалась мирной, с хозяином в придачу, который вступать с нами в контакт не стал. После этого моя тревога ушла, зато стало тревожно на душе у Паши, настолько, что следующую ночь он вслушивался во все ночные звуки, а поутру объявил, что в этих местах были отмечены встречи с медведем. Вспомнив в подтверждение этому заверения местных рыбаков, что медведи в это время года мирные, мы решили на всякий случай поменять место стоянки.
Т.к. ветер на Онеге был со стороны Медвежьегорска, и был достаточно сильный, то плыть в его сторону мы не могли. Поэтому решили переплыть Онегу и в “тени” противоположного берега плыть в Медвежку. К этому времени нам уже стало ясно, что окончание нашего путешествия очень сильно зависит от погоды. Т.е. если ничего не изменится, то придется нам искать машину и на ней добираться до железнодорожной станции. Таким образом, решено было переплыть озеро и уже на противоположном берегу либо дождаться погоды, либо поймать грузовик. Плыть предстояло всего ничего, километров 15.
Но плыть надо было в шторм, волна была достаточно высокой, чтобы при поперечном движении поколбасило нас основательно. Впрочем все так и произошло. Порою было ощущение, что мы катаемся на американских горках, это когда нас сбрасывало с верхушки волны вниз под следующую волну. Тогда я задумался, а стоит ли основательно закреплять на себе спасжилет. Если нас перевернет и я окажусь под катамараном, то из-за спасжилета не смогу вынырнуть из-под него. К тому же я постоянно косился на гермик, в котором были кроме моих документов еще и мой любимый фотоаппарат, лишаться которого я не хотел. Поэтому в случае чего собирался сразу же хватать его. Под такой вот аккомпанемент моих мыслей вдруг падает мачта. Как потом оказалось, не выдержал 4мм штифт крепящий ванту на продольной балке , он просто сломался. Достав из воды мачту, сняв с неё парус мы добрались до берега на моторе. В этой не очень приятной ситуации нам помог двигатель, без него пришлось бы нам дрейфовать черт те куда. Там мы обнаружили, что кроме переломанного штифта у катамарана оказались разорванными еще два трехмиллиметровых тросика растяжки шпрюйта, предназначеного для придания конструкции дополнительной жесткости. Что ж, в следующий раз они будут заменены более толстыми. А в целом, этот эпизод нашего путешествия мне очень понравился, это был настоящий экстрим на судне, конструкция которого была рассчитана на куда меньшую волну. (Хвала Паше, если бы не его упорные старания укрепить конструкцию, пришлось бы добираться до берега вплавь.)

Путь в Медвежью Гору.
На следующий после пересечения штормовой Онеги день ветер внезапно спал (подтвердив тезис о весьма непостоянном характере погоды на Онеге), чем мы и воспользовались. Побросав все наши вещи на катамаран рано поутру двинулись в путь. Плыли без остановки аж до самого Медвежьегорска 60 км, остановились в километрах 5 от него.

Заночевали и на следующий день были у цели. Там столкнулись с проблемой поиска места, где бы мы могли без напряга разобрать и упаковать катамаран. Оказалось, что такое место одно-единственное, да и оно, возможно, уже в следующем году будет недоступно. Это место облюбовала себе четверка богатеньких людей, построивших там дома, не оставляющих сомнений о весьма нескромных доходах их обладателей. Переночевав вблизи этих домов, следующим утром мы погрузились в нанятый микроавтобус и добрались до вокзала.

В Медвежьегорске, как оказалось, невозможно купить рыбу, вся рыба привозная. Парадокс, давно ставший нашей действительностью. Зато там мы нашли весьма приличный “Карельский бальзам”. Купив почти ящик этого божественного напитка мы вызвали неподдельное удивление местных жителей, которые не удержались от вопроса, действительно ли он нам нравится и мы его пьем ? Хм, если бы вы знали, что пьют там люди. Мы это назвали ацетоновкой.

Возвращение в Москву.
Об этом можно было бы и не писать. Ничего особенного в этом возвращении не было. Ничего особенного для обычного жителя столицы, возможно и всей России. Но тем не менее не оставляет чувство какой-то неправильности нашей жизни. Выгрузились, подтащили все вещи к дороге. Тут же подскочили ловкие мужички (глаза б мои не смотрели на эти рожи) с предложением за весьма нескромную плату довезти нас до дома. Мы отказались, по наивности думая, что без проблем сами поймаем микроавтобус за устраивающую нас сумму, погрузимся и уедем. Впрочем, поймать устраивающий нас микроавтобус удалось без труда, но как только стали грузиться, понабежала всякая шваль и стала прямым текстом угрожать водителю. Хорошо, что парень оказался не из трусливых, да и Паша с Ирой помогли. Можно сказать, вырвались с боем. Обычная ситуация вблизи вокзала, обычная своей мерзостью.

Автор повествования Светиков Вовик

Москва 1999

 

Описание похода по Онеге с фотографиями

Фотографии без описания

Карта маршрута

Вернуться на главную страницу

Hosted by uCoz