По реке Вишера

Новгородской области.

 

Путешествие совершено в период с 29 апреля по 3 мая 2001 года.

Автор отчета А.Э. Протас

Заброска.

До станции Малая Вишера Октябрьской железной дороги мы добирались на поезде Москва-Новгород (прибытие в 4.11), но подойдет любой Питерский или Мурманский. Вот только билеты надо брать заранее, иначе, как и нам, придется ехать в общем вагоне.

В темноте пошатались по городку, с трудом обнаружив закрытый автовокзал. В итоге перетащили вещи с платформы к дороге (на левую сторону по ходу движения от Москвы) и стали ловить транспорт. До моста у реки Большая Вишера близ деревни Некрасово от станции около десяти километров. По речке Малая Вишера идти категорически не рекомендуется – встреченные позднее на реке бедолаги кляли ее завалы и говорили, что угробили два дня на сплошные перепрыгивания и перетаскивания. Мы знали об этом заранее, а потому в планах изначально стояла переброска на Большую Вишеру. До нее, кстати, можно добраться и на электричке: первая идет в 4.59, затем в 8.05 и потом уже в 14.30. Но со станции Большая Вишера попадаешь на реку в поселке, а нам хотелось спокойно позавтракать и т.п. Кроме того, нас было двадцать человек, а потому взять автобус оказалось очень целесообразным – всего сто пятьдесят рублей, и в восемь утра мы были на реке. На легковушке же маленькую компанию доставят вообще моментально, и ловить почти не надо. С автовокзала до моста идут и какие-то автобусы, но уточнить какие именно и когда, нам не удалось.

Река.

Дневник со всеми подробностями как таковой не велся, да и вряд ли представлял бы большой интерес. В дальнейшем будет описан характер реки, препятствия и указаны места стоянок (приблизительно).

До слияния с Малой, Большая Вишера – речка шириной от пятнадцати до тридцати метров с быстрым течением и многочисленными перекатиками, порой достаточно мелкими. В более полноводный год, возможно, камни и скрываются полностью, но вот летом здесь наверняка не пройдешь. Впрочем, это лишь приятное развлечение (но лишь для проклеенной байдарки, иначе дыры неизбежны). Берега на этом участке, как и далее, очень живописны, лес густой, мощный подлесок. Встать можно практически в любом месте, с дровами проблем никаких. Примерно в трех-четырех километрах выше слияния временный лесовозный мост, по обе стороны вырубки. Здесь мы и заночевали на правом берегу, тем более что предыдущая ночь была бессонной. В этот вечер был единственный за все дни относительно продолжительный дождь.

Байдарки удалось провести под мостом не разгружая, за ними – перекатик, на котором одна байдарка получила пробоины. Вскоре прошли слияние с Малой Вишерой, река стала шире, но перекаты закончились лишь близ деревни Радоча. В этот день, разморенные солнцем, мы остановились даже на обед. Погода и иные обстоятельства, а, кроме того, сознание непродолжительности всего маршрута (не более восьмидесяти километров), заставили нас остановиться немного не доходя Радочи, на левом берегу. На правом берегу места также замечательные, но довольно близко проходит дорога. Жара. Некоторые купаются, кто-то безрезультатно ловят рыбу. На следующий день порешили пройти побольше, так, чтобы в последний ходовой день заведомо не торопиться.

Третий ходовой день встретил нас утренним дождиком, который, правда, не испортил настроения. За деревней Радоча перекатов больше нет, а, следовательно, нет никаких препятствий. Течение значительно ослабело, и приходиться больше налегать на весла. Вскоре проходим под автомобильным мостом шоссе Москва - Санкт-Петербург. Река стала еще шире, и при встречном ветре помощи от течения никакой, но берега по-прежнему очень живописны. Пройдя деревню Лахново, решили искать место для ночевки, чтобы не попасть далее впросак – мой товарищ предупреждал, что вскоре начинаются Новгородские дачи (они, на мой взгляд, начинают действительно мешать выбрать место для стоянки значительно позже, за д. Волынь). Замечательное место на правом берегу, в километре – полутора за д. Лахново. Нет смысла повторяться – все прекрасно. Хороший лес, березняк, дрова, замечательный выход к воде. Да и погода в этот май определенно балует, все уже почернели на солнце.

В последний, четвертый ходовой день пройти остается совсем немного. До деревни Волынь еще хватает хороших мест для стоянки. Причалили у деревенского подвесного мостика, сходили на родник, а страждущие – в магазин. Далее вниз по реке лес несколько редеет, больше кустов, хотя и тут много неплохих стоянок. Мы же решили подойти как можно ближе к конечному пункту плавания, деревне Савино, поэтому начинаем искать место уже за деревней Губарево. Левый берег весь застроен, поэтому выбора, особенно для такой большой компании, нет – встаем на правом берегу, примерно посередине между Губарево и Савино. Здесь поля и небольшие островки леса, в одном из которых мы и заночевали. В принципе, можно встать и на поле, рядом с лесом, но к вечеру задул настолько холодный и сильный ветер, что нам захотелось забиться поглубже в лесок. Пришлось пожертвовать удобством погрузки и выгрузки. Лучше, конечно, вставать несколько выше, но мы сделали запас времени для просушки лодок наутро, а также поиска машины и экскурсионной части в Новгороде.

Утро, вопреки опасением, было прекрасным. Штиль, легкий туман и солнце. Около половины десятого утра мы причалили к левому берегу перед автомобильным мостом в деревне Савино, около часовенки. Здесь полно места для просушки и разборки даже наших девяти судов. Вновь жара. Погода – блеск. Наверное, это компенсация за предыдущие два года. Сушимся, складываемся и попутно определяем возможные способы отбытия в Новгород.

Отъезд.

Из деревни Савино до вокзала в Новгороде идет автобус в десять утра и в 14.30. На утренний мы опоздали, поэтому после непродолжительных поисков нашли “Газель” и за сотню отправили на ней все вещи с тремя наиболее подходящими для погрузочно-разгрузочных операций людьми. Основная толпа добрела налегке до шоссе (метров пятьсот) и добралась до вокзала на рейсовом автобусе, которые ходят регулярно, примерно раз в полчаса - минут сорок. Идти на байдарке ниже по Вишере смысла нет, поскольку она впадает в Волховец, а тот в Волхов, но уже ниже Новгорода.

В Новгород имеет смысл попасть пораньше, чтобы осуществить экскурсионную программу хотя бы в ограниченных объемах. Полезно также предварительно к этому подготовиться, собрав перед отъездом материалы. Вещи в камеру хранения мы не сдавали, потому что нашлись желающие подежурить на вокзале, благо погода оставалась прекрасной, и можно было лежать на травке…

Обратный поезд Новгород-Москва очень удобен. Отправляясь в 21.00, он приходит в Москву в шесть утра, то есть имеется шанс успеть к началу рабочего дня.

Резюме.

Река доступна для начинающих и групп с маленькими детьми; препятствий, представляющих опасность, нет, а при желании можно пройти реку и за два дня, а за три – наверняка. Природа очень живописна, берега слабо заселены, да и особого нашествия туристов-водочников не наблюдается. Подъезд и отъезд достаточно прост и надежен при наличии обратных билетов.

 

Вернуться на главную страницу

 

 

Hosted by uCoz