Вокруг Сегозера на велосипедах.

Сроки проведения путешествия: с 4 по 12 ноября 2000 года.

Место проведения: Средняя Карелия (маршрут: Сегежа-Шалговара-Паданы-Медвежьегорск), схема маршрута (1,4 Mb) находится здесь.

Участники: Слесарев Павел, Ефимов Олег, Никитина Саша, Никитин Алексей, Родионов Михаил.

Основной текст: Никитина Саша

Основные фотографии : Никитин Алексей

Итак, Москва, утро 4 ноября, погода теплая, сырая. Встретились на вокзале около 9 утра, все добирались своим ходом. Несмотря на исконно русское раздолбайство (поезд был подан к перону за 3 минуты до его отправки по расписанию, и мы бегали c разобранными великами по перону)... мы сели в поезд, не омрачаемые данными обстоятельствами, потому что “А у нас было” - а что у нас было… Веселый настрой, желание увидеть новые места и отдохнуть от обыденных забот, хорошие теплые дружеские взаимоотношения…и немного коньячку “на посошок” для проформы и лучшего восприятия длинной (сутки) дороги в поезде, отапливаемом так, что приходилось скидывать с себя все вплоть до нижнего белья. Приехав на утро в город-герой Сегежу, мы успешно выгрузились.

Погода противная: температура около “0”, сильный ветер со стороны Сегозера, местами на дороге лед остатки снега по обочинам, похоже что недавно была еще зима… В предместьях Сегежи мы проехали по асфальту где-то около 25 км,

успешно пересекли пустую трассу “Мурманск-Петрозаводск”, после чего асфальт кончился и начался грейдер.

Незадолго до нашего приезда в этих местах был устойчивый минус (до “- 8”), а затем небольшое потепление, вследствие чего, дороги являли собой слоеный пирог с ледяной коркой сверху, водяной кашей и мокрого песка во внутренних слоях.

Ехать было нелегко, я опять вспомнила все недостатки своей резины, успешно забытые за лето. Было решено осуществлять движение до 16.00 (к 17.00 темнело уже основательно) и далее посвящать себя поискам удобного для ночлега места. Первая ночевка состоялась на заболоченном берегу некого безымянного озера. Покой и смирение перед предстоящей зимой.

Ночью пошел дождь и полностью смыл всю наледь на дорогах и нашу надежду на заморозки, только мокрый песок и мелкий моросящий дождь с неба...

Утром, пройдя часть задуманного пути, мы встали перед выбором - идти наезженным путем в поселок Паданы или же не сходить с задуманного маршрута и пройти до этого пункта по предположительно заболоченным, но диким и заброшенным дорогам. Было решено следовать маршруту и группа стала углубляться в заболоченный край...

Вся система местных озер соединяется между собой болотами протоками с мостами и наша дорога состояла из кусков суши (либо это достоинство данного рельефа, либо рукотворные части насыпи) и мостков, через соединяющие болота речушек… Дорога эта уже давно не поддерживалась, часть мостков прекратило свое существование, часть сухих участков дороги размыто….,

вот картина дороги второго дня нашего путешествия. Зато… ни одной назойливой машины, ни одного человека, кроме нас, куропатки (они уже к тому времени сменили одеяние на белый цвет), тетерева, испражнения каких-то невидимых животных, нетронутая клюква и брусника и даже грибы… Способ передвижения по этой дороге каждый из нас выбирал сам. Мужчины переезжали реки на велосипедах,

я же после неудачной переправы, когда наткнувшись на большой подводный камень, потеряв равновесие и вынужденно поставив ноги по колено в воду и набрав полные гортексовые ботинки воды, посчитала, что теперь могу ходить в этих местах и пешком…

Хождение по болотам заняло у нас целый день и к сожалению продвинулись мы недостаточно.Выехав на высокий относительно сухой участок, мы нашли место для стоянки и запалили нодью для того, чтобы тщательнее обсушиться (отчасти это удалось, но вот гортексовые ботинки у меня уже не просыхали до конца похода).

В эту же ночь мы были свидетелями потрясающего зрелища – северное сияние, причем небо приобрело редкий малиновый оттенок. Ночью слегка подморозило и спать было несколько холоднее, но утром постепенно стало теплеть и нам опять пришлось колесить по рыхлому сырому песку и лужам.

К середине 3 дня мы выбрались из болот на грейдер, который показался нам просто проспектом по сравнению с былой дорогой.

Выглянуло солнце и мы весело заколесили вперед…

Надо сказать, что этот день был наиболее приятным с точки зрения погоды и дороги. Машин не было и поэтому все подъемы и спуски мы преодолевали безбоязненно

(надо сказать что водилы в тех краях страшно лихие и носятся по своим петляющим дорогам весьма неосторожно). К вечеру мы уже подвинулись ближе к цивилизации и стали встречаться машины с рыбаками и охотниками. Встали на стоянку у тихого безымянного озерка, все берега которого были в мягчайшем мху

(кстати мох как мы выяснили цветет... и в то время была, именно, такая пора). Эта ночевка была самой душевной.

Миша Родионов искупался и тем самым подвиг некоторых из нас на подобный поступок (ну мы конечно были не настолько смелы как он). Вода обожгла холодом и взбодрила тело, а разведенный костер и немного коньяка к беседе, согрели душу. В этом месте Олег попытался поймать рыбу, забрасывая спиннинг, но безуспешно, поскольку рыба в такое время года уходит в глубину и поймать ее можно только раскидывая сети.

Следующий 4-й день путешествия был опять пасмурным и сильно ветреным, а также насыщенным ездой между мелкими населенными пунктами с собаками. Дорога представляла собой песчаный грейдер петляющий по сопкам среди озер. Перепады высот составляли 50-70 метров и к концу дня нас уже порядком достали, дорога – утрамбованный редкими машинами мокрый песок... К концу дня мы, изрядно вымотавшись по мокрому песку (кроме Миши Родионова, он был по прежнему бодр и полон энергии)

добрались до поселка Паданы и устроились на ночлег на местном постоялом дворе, где обычно принимаются бригады строителей, лесорубов и т.д. Вид нашего пристанища был таков:

Большая комната с огромной железной печью, которая трудно разогрелась, а потом также трудно остывала и мы спали как на жарком юге. Благодаря этой ночевке мы просушили наши отсыревшие в болотах вещи, спальники и палатки. Народ нам особенно не удивлялся и проявлял максимум дружелюбия и заботы. Единственное чем мы их потрясли, так это нашим походом в местный магазин, где набрав продуктов и питья, сделали этому заведению за раз двухдневную выручку. На удивление, в этой глуши торгуют даже бананами. После сублимированного мяса с крупой, большая банка тушенки и картофельное пюре были съедены в один присест.

Утро следующего дня нас опять не порадовало погодой, опять дождь и ветер…мерзко… И не было никакого настроения крутить педали по мокрому песку(опять кроме Миши Родионова)… Решили сменить транспортное средство на автомобиль УАЗ… Четверо человек и велосипедов впихнулись в автомобиль и часа за два доехали до Медвежьей Горы…

Но один из нас, Миша Родионов, все же доехал до Медвежьегорска своим ходом, но для него это нормально…хоть немного размялся….

В Медвежьегорске сняли номер в гостинице и проехались по городу, пообедали в столовой, глубокой ночью сели на Московский поезд…