Парусный поход по Ладожскому озеру
август 2000.
Карта маршрута (505К) находится здесь.
Парусный катамаран "Бриз-Микро": Павел Слесарев, Ира Доминич
Парусная надувная лодка: Светиков Володя, Обарчук Элина
Авторы фотографий Светиков Володя и Ира Доминич
28 июля наша небольшая компания осуществила посадку на поезд Москва - Питкяранта, точнее это один прицепной вагон к поезду Москва - Мурманск, который перецепляется в Лодейном Поле к поезду Петрозаводск - Питкяранта. Вагон у нас был купейный, но мы довольно легко уместили туда свое барахло (наверное, из-за небольших размеров упаковок).
29 июля: около 10 утра поезд привез нас в Питкяранту, и мы успешно выгрузились. За 100 рублей мы договорились с водителем полугрузовой "Газели" и он вывез нас за 4-5 километров от станции на берег Ладоги рядом с разрушенной "бывшей финской" больницей. Часа за 4-5 мы собрали оба своих судна и при полном безветрии отплыли в сторону ближайшего острова, обогнули его и после непродолжительных поисков остановились на стоянку в небольшой бухточке.
30 июля: полное безветрие, стоим, все в той же бухточке, пробуем ловить рыбу - ловится только мелкий окунек, при попытке бросать блесну в камнях посадили первую блесну, нашли некоторое количество грибов...
31 июля: с утра есть ветер, готовимся к отплытию и уходим в сторону острова Пусуксари, проходим правее его и доходим до острова Путкисари, далее напуганные надвигающейся с севера черной тучей и в поисках ночлега попутным ветром уходим обратно на Пусуксари, где останавливаемся в небольшой бухточке практически на выходе в большую Ладогу.
1 августа: сильный встречный ветер, стоим на месте, собираем и едим грибы, пробуем ловить рыбу, сажаем еще одну блесну..
2 августа: с утра пробуем выйти, но сильный западный ветер не дает обогнуть мыс и выйти в открытую Ладогу, особенно трудно приходится парусной лодке, она имеет большое лобовое сопротивление и ее сильно колбасит... В итоге: возвращаемся обратно в нашу бухточку, ставим палатку на прежнее место, собираем и едим грибы....
3 августа: опять сидим, все там же, ждем попутного ветра (надувная лодка Вовика и Эли может плыть только по ветру...) но все больше нам начинает казаться, что нужных нам направлений ветров, в эту пору года нет в принципе, наш естественный флюгер, почти отовсюду видная труба Питкяранты, по прежнему нас не радует...
4 августа: ветер вроде попутный (как в последствии оказалось - не надолго), выходим в открытую Ладогу, тащим на буксире Вовика с Элей, берем курс на южный мыс острова Вуоратсу, проходим его, движемся дальше на остров Сикосари, уже на веслах, Вовик с Элей (особенно старается Эля) тоже старательно гребут веслами оставаясь на буксире, ибо ветер стих... Потихоньку ветер опять поднимается, но уже встречный, чтобы достигнуть острова, нам приходится делать несколько галсов, потихоньку поднимается волна... Доходим до острова Сикосари и останавливаемся на стоянку в узком каменистом фьорде, защищенном от ветра и волн.
5 августа: стоим на острове, очень красивое место, едим грибы...
6 августа: выходим в сторону полуострова Хунука, ветер с Ладоги, идем в галфвинд. Становимся свидетелями интересного природного явления: с озера наползает туман, даже скорее это ползущие прямо над водой облака, наш полуостров скрывается из вида... останавливаемся переждать туман, перекусываем и снова выходим, потихоньку усиливается ветер и волна... Очень неудачно налетаем швертом на каменистую гряду, удар весьма внушительный, но вроде ничего не сломалось... К моменту, когда мы огибаем полуостров Хунука, волны достигают уже метра ... Лодка Вовы и Эли как менее быстроходное, чем наш катамаран судно сильно от нас отстает и нам приходится ждать ее "потихоньку дрейфуя" навстречу метровым волнам, чалимся на каменистом острове чаек, ждем-с... наконец второй экипаж подходит, и мы уже попутным ветром устремляемся в проход между полуостровом Хунука и островом Ристисари (Крестовый), ветер еще усиливается, принимает шквалистый характер, поднимаем шверт что бы снять нагрузку на мачту ... скорость по GPS достигает 15 км/час ... в общем, смываемся... Постепенно волны стихают, (спрятались за островами) становимся на стоянку на живописном каменистом мысу изрезанном бухтами. Место достаточно закрытое, но ветер с Ладоги чувствуется и здесь, в итоге прикрываем палатку поставленным на бок катамараном. Нам виден участок открытой Ладоги с внушительными волнами...
7 августа: стоим на месте, едим грибы, ремонтируем шверт, он все-таки треснул и начал наполняться водой, приходится вылить воду и заклеить трещину эпоксидкой, выпрямляем погнувшиеся щечки швертового колодца.
8 августа: ветер ослаб, и мы выходим под прикрытием островов правее острова Пелотосари, чем дальше за острова, тем тише ветер и волны, при попытке ловить дорожкой, теряем блесну вместе с леской... проходим остров Пелотосари и заходим в обширную бухту острова Карпансари, заход бухту против ветра и Володя с Элей заходят в нее несколько часов... Ставим лагерь по соседству с жилищем гадюки, которая при нашем появлении скрывается в норе... пробуем ловить рыбу которой при подходе к месту ночевки наблюдали очень много, но опять ловятся только мелкие окуньки... Очень мало дров и дрова плохие...
9 августа: выходим попутным ветром в сторону острова Тулолансари, доходим до него и, не обнаружив приличных мест для ночевки - уходим через залив Хеденселькя в сторону остовов Пиени-Суонсари, где останавливаемся на красивом высоком берегу в бухточке защищенной от ветра и волн, кругом полно грибов, валим огромную сосну и проблема с дровами, которая периодически перед нами вставала - исчезла навсегда...
10 августа: стоим на месте, собираем грибы, пытаемся ловить рыбу на живца, к вечеру я с Элей отплываю в сторону поселка Рауталахти (в переводе с Финского Железная пристань), подплываем к поселку, я остаюсь на берегу рядом с катамараном, Эля отправляется в магазин за продуктами и водкой, минуты ожидания были для меня весьма тяжелы из-за огромного количества интересующихся нашим судном разнообразных малолеток, со всех сторон дергавших и щупавших... возвращается Эля без водки, но с печеньем и мы отправляемся в обратный путь... обратный путь был весьма тернист, ибо пока мы были в поселке, поднялась высокая волна и усилился ветер, все мокрые, сделав множество галсов, добираемся, наконец, до лагеря, едим грибы ...
11 августа: ветер не стихает и волна, но плыть надо, ибо пора уже уезжать... Цепляем парусную лодку буксиром и в связке идем километра полтора левее поселка Рауталахти, через час плавания достигаем противоположного берега, находим уединенное место вытаскиваемся со всем барахлом на берег, ставим лагерь и начинаем сушить и разбирать наши суда... К вечеру все разобрано и упаковано, едим грибы, за этот поход уже последние...
12 августа: Собираем лагерь и выходим на дорогу, два часа прошли в попытках поймать авто на Сортавалу, в итоге мы уехали на бывалом 412 Москвиче за 100 рублей... В Сортавале проблемы с транспортом еще больше, никто не хочет везти нас на Приозерск, наконец, после нескольких часов тщетных попыток водитель 452 Уазика соглашается за 600 рублей довезти нас до Приозерска, и тут мы поняли, почему никто не хотел нас туда везти, дорога туда представляла из себя страшно разбитый грейдер, с огромными ямами... Но все-таки мы успели на электричку Приозерск-Питер, и опять же с трудом, но успели на поезд Питер-Москва (у нас на этот поезд были заранее взяты билеты)
13 августа: Приехали в Москву...
В целом путешествие понравилось, район очень красивый, но были, конечно, и недостатки: например суда наши имели разную скорость и из-за того были постоянные проблемы ожидания... для ловли рыбы лучше брать сеть, а не удочки со спиннингом (мы очень жалели что не взяли с собой сеть). И билеты обратные мы напрасно взяли из Питера, как показала практика, лучше было бы уезжать из Питкяранты (доехать туда из Сортавалы было намного проще чем до Приозерска, теперь то мы знаем...) Так же к особенностям района можно отнести проблемы с автотранспортом практически повсеместно (хотя на дорогах полно автомобилей) весьма проблемно договориться с кем-нибудь, чтобы он тебя повез (все как-то едут сами по себе)...
Погода опять же весьма своеобразная: меняется все очень быстро (в течение часа ветер может поменяться на противоположный), если утром солнечно и тихо (или легкий попутный ветер), то нет никаких гарантий, что в середине дня не будет встречного шторма... И как-то все ветра в августе были с запада, или юго-запада, или юга и юго-востока... с севера почему-то не дуло совсем...
Москва 2000
Вернуться на основную страницу