Велопоход вдоль реки Лух

Ивановская и Владимирская области

июнь 2000

Краткое описание велопохода по маршруту станция Вичуга – село Лух – Село Нижний Ландех – поселок Мугреевский – поселок Талицы - Город Фролищи – город Гороховец - станция Гороховец в период с 9 по 12 июня.

всего по маршруту 210 километров, три ходовых дня, 50 процентов грунта.

Обычный текст Паша Слесарев.

Синий - Саша Никитина.

Красный – Ирина Доминич.

В поездке принимали участие: Паша Слесарев, Ира Доминич, Саша Никитина, Алексей Никитин, Олег Ефимов, Виктор Травкин.

Встретились, как было договорено в пятницу в 20.20 на Ярославском вокзале у пригородных касс (вокзал, несмотря на прошедший ливень, явно указывающий на возможное погодное охлаждение, кишел желающими выехать куда-нибудь в преддверии очередного всенародно любимого праздника - ДНЯ НЕЗАВИСИМОСТИ (от всевозможных обстоятельств) , на удивление никто не опоздал и через минуту после условленного времени мы уже отъехали в сторонку, где потише, там простояли еще полчаса периодически встречая, ездивших по территории вокзала, (и в том числе к нам в гости,представителей команды “Нагорновцев”, собиравшихся ехать по маршруту Ростов – Александров.

Благополучно сели в поезд (посадка в поезд была просто даже скучной - никто не воспротивился нашим велосипедам и не потребовал освобождать от них 3 полки, желая получить законное место) и тут захотелось пива.... но пива мы не взяли , так же как и не взяли водки и наши желания естественным образом затухли....

Всю ночь тряслись в поезде , вагон попался какой-то беспокойный, народ так и шуршал в сортир и обратно ...(и не только в сортир, почему то всю ночь по вагону носились проводницы и проводники, создавалось впечатление организованной ночной планерки проводников “славного” поезда Москва-Кинешма. Вот это я понимаю, люди трудятся, ни днем ни ночью покоя нет им, бедным)

В 7.45 прибыли на станцию Вичуга, город упоминания 18-19 века,

соответственно особенных архитектурных памятников мы не обнаружили (зато этот город оказывается родина начинателей стахановского движения в текстильной промышленности), сильный попутный ветер (почти штормовой)выехали из города по пыльной грунтовке (наверное, когда-то это был асфальт) и взяли путь в сторону старинного села Лух (родина известного русского инженера Бернардаса, изобретателя дуговой сварки), скорость по асфальту достигала иногда 30 км/ч (и даже больше ;-))), по грунтовым участкам приходилось притормаживать из-за ухабов, дорога менялась; то шоссе, то грунтовые куски. Во время технологической паузы (в кустарнике наблюдал почти метровую лисицу, поразившую меня своими узкими формами и беспечностью, с которой она пробежала мимо меня...) Пейзаж представлял собой смешанные леса, местами небольшие поля.

Проехали село Лух, отобедав в придорожном кафе, залив на вечер полутора литровую бутыль Ярпива, двинулись дальше (поскольку в кафешке было мало места и с велосипедами мы туда как бы не помешались, хозяин кафе открыл для наших “люминево-титановых коней” свой автомобильный бокс, находящийся рядом с кафе). По дороге, проезжали целый каскад деревень с красивыми церквями,

действующими, а чаще заброшенными (я не видела такого количества церквей в нашем Подмосковье. Суровые без излишков - только два цвета - белый само здание и серый(либо черный или голубой маковки). Везде печать разрухи и безразличия со стороны властей. Закономерно и то, что попавшийся нам на пути бюстик Ленина был просто неузнаваем ( у него был отгрызен нос и отсутствовала часть знаменитой бородки), мужской монастырь, в который отказались пускать женщин (корректировать женскую внешность при помощи щеточки для чистки цепи мы не стали) , а мы (мужики) не пошли, чтобы не создавать несправедливость.

Мужской монастырь, который заинтересовал нас чисто с историко-архитектурной точки зрения, расположился в поселке Тимирязево, но увы-увы, раз люди покинули “жизнь в миру” не следует их беспокоить.

Продолжив наше путешествие, после села Мыт покинули шоссе, и сошли на грунтовую дорогу в сторону Нижнего Ландеха, песчаная вполне проезжая грунтовка сквозь сосновый лес...

Нижний Ландех встретил нас видом разрушенных церквей,

особенно запомнился огромный церковный ансамбль в центре города, с воротами и всяческими когда-то богатыми строениями...

асфальт кончился вместе с городом, и опять началась песчаная дорога, но к песку все уже привыкли и весьма бодро ехали по нему со скоростью 18 км/час, остановились на полдник и поехали дальше.

На ночевку остановились у большого торфяного озера (берег которого был усеян следами от кабаньих копыт), немного не доехав до поселка Мугреевский с красивым озером под названием Святое, как на утро оказалось и правильно, по берегу озера идут дороги и уединенных мест для стоянки не наблюдалось...

Ночь прошла спокойно, если не считать, что пришло некое некрупное животное заинтересовавшиеся нашим провиантом, тип так и не был установлен, так же остались сомнения вообще, что это не приснилось... но, тем не менее, продукты проверили – все цело, никто ничего не похитил.

Утром проснулись в 7.30 , поели и в 10 .00 двинулись дальше, через час приехали в поселок Мугреевский, где наблюдали разрушенный церковный ансамбль, меняли лопнувшую на заднем колесе (со стороны звезд) у Олега спицу, докупили хлеба.

Километр асфальта по городу и песчанно – каменистый грейдер в сторону поселка Талицы (две достопримечательности: мост через реку Лух и Зона, производственную ориентированность которой мы не смогли определить), ветер стих и появились оводы (это были не просто оводы, а летающие кровожадные коровы, на севере их называют “бздыхами”), роем кружащиеся над нами.

Двинулись по грунту вдоль реки Лух в сторону Фролищ.

Сначала ехать было трудно, но можно, этак километров пять, потом все труднее и труднее...

Попробовали пообедать, не помогло, песка становилось все больше и больше, и вскоре мы уже шли пешком ...

И так двадцать километров...песок по обода, оводы, комары и мошки видимо- невидимо ,вообще были представлены все кровососущие летающие и порхающие паразиты ,с которыми приходилось бороться “аутаном”, и полная глушь вокруг, скорость 3-4 километра в час, потихоньку кончилась вода....

кое-кто начал изображать предельную усталость, хотя в этом и не было смысла, поскольку мужчины не могли, побросав байки, ринуться к ближайшему шоссе в поисках тачки - ее в этой природе просто не существовало. Единственная машина, которую мы встретили в начале этого отрезка пути, был УАЗик, шедший навстречу нам в Талицы. Надо сказать в этой местности мы не встречали велосипедистов, народ там ездит на мотоциклах, причем даже глубокие старики, слабослышащие и, скорее всего, плохо видящие, поэтому сильно не разгоняются…

Из зверей наблюдали опять лису и бобра (вспомнили Вусатюка) (ну еще мы встречали трупики гадючек, вызывающие двоякие чувства - чувство радости за предоставленную стопроцентную гарантию не быть укушенными данными тварями и чувство жгучего интереса - не погибли ли они от жары, жажды или в результате закусанности оводами и мошкой).

Под вечер вышли к реке Лух искупались, вскипятили чаю на горелке, и стали искать стоянку. В итоге встали на высоком берегу реки Лух на вполне приличном месте (красивое - с высокими берегами, песчаными отмелями и сказочным, как на картинах Васнецова, лесом). С заходом солнца наблюдали полет летучих мышей, охотящихся за насекомыми. Ночь прошла спокойно.

Утром встали в 7.00, поели и в 9.10 уже, где ехали, где тащили велосипеды в сторону Фролищ (дорога на этом отрезке несколько улучшилась, мы находили некие подобия тропок в лесу, петляющие между деревьев, а иногда приходилось пользоваться колеей для стока воды, причем я не сомневаюсь, что колея эта была образована самой природой - получался веселый велосипедный бобслей).

Часа через полтора вышли на дорогу из бетонных плит (после суток хождения по голому песку, эта дорога показалась миражом) и через пару километров въехали во Фролищи, купили минералки и осмотрели Фролищский монастырь, сооружение красивое, огромное по своим размерам, но сильно запущенное...

Монастырь во Фролищах по своим размерам и архитектурным строениям очень напоминает Нилову пустынь на Селигере, только там монастырь уже передан монахам, а этот ни как не могут поделить между собой церковные служители Владимирской и Нижегородской областей, пока они между собой разбираются, монастырь разрушается и уже давно пришел в запустение. А когда-то ведь был одним из самых богатых монастырей России...

Далее по асфальту двинулись в сторону шоссе Нижний Новгород – Ковров, при выезде из города были атакованы злобной собакой, вследствие чего пришлось вылить ей в морду целый баллон перца (очень стойкая собака попалась, ни как не могла успокоиться...)

Часа за полтора доехали по пустынному асфальтовому шоссе до трассы и повернули на Гороховец, еще через полчаса въехали в этот славный город-жемчужину России.

Первое упоминание о нем в древнерусских летописях относятся к 1239 г. и связано с разорением города захватчиками. Возник же Гороховец более 800 лет назад ,предполагают ,при Юрии Долгоруком как опорно-сторожевой пункт владимиро-суздальских земель. Небывалый расцвет город пережил в ХУ11 веке. Это время было отмечено в истории города расцветом ремесел и торговли. Богатые горожане возводили церковные строения и составляющие ныне особую славу Гороховца каменные жилые палаты. Всего их в городе семь. В Гороховце до наших дней сохранилась планировка ХУ11 века: веерообразное расположение улиц, сходящихся к одной центральной площади.

Красивый город весь в церквях и резных наличниках ... очень вкусная окрошка (о-о в такую жарищу окрошка, на хреновом (от растения - хрен) квасу стала праздником для души желудка путешественников - кому, кстати, интересно узнать секрет приготовления или попробовать можем дать название заведения, производящего сей продукт)...

Искупались в Клязьме, там она уже чистая, полно мальков, песчаные берега ...

Далее еще 12 километров и мы на станции Гороховец, загрузились в местную электричку, десять минут и мы на станции Ильино, где осуществили в 19.44 посадку в поезд.

В Москву поезд прибыл в 0-55. Домой добирались своим ходом.

Москва 2000 г.

Вернуться на главную страницу

Hosted by uCoz